Игровая зависимость

Автор


№: 9675 / :27.01.21 / :(343)

Ф.И.О: М. Ц. «Гиппократ»

Телефон: +7(495) 229-70-22

Адрес:
  • Москва и Московская область
  • Москва
  • Ул.: г. Москва, ул. Ключевая д.24, к.1







    Реклама
    В данном фрагменте страницы моего сайта будут отображается ссылки




    Объявления Игровая зависимость


    игровая зависимостьигровая зависимость

    ТЕРАПИЯ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

    Подходы к лечению зависимость лечение

    В мировой практике существует два стандартных подхода к лечению игровой зависимости: кратковременное использование ориентированной терапии для немедленного решения конкретных проблем  и поведенческие и когнитивные терапии, призванные сократить чрезмерные эмоциональные реакции,  изменяя поведение и ошибки  мышления, в том числе неадаптивные иррациональные  убеждения, которые лежат в основе игровых реакций .

    В дополнение к этим подходам лечения, многие специалисты используют комплексный подход, который помогает определить соответствующий уровень развития зависимости и тип лечения для конкретного пациента.

    Таким комплексным подходом, например, является планирование лечения "Модель Пути". Подход, представляющий собой комплексный анализ экологических составляющих, особенностей личности пациента, особенностей развития, познавательных способностей, включающий также теорию обучения и учет биологических факторов, разработанный австралийским клиническим психологом, профессором  Алексом Блажинским .

    Модель пути лечение игровой зависимости

    Причины, которые лежат в основе развития патологического гемблинга, разнообразны и сложны.

    Социологические, психологические, биографические и биологические данные игрока могут помочь создать представление о факторах, которые способствуют развитию зависимости, и помогают в создании всеобъемлющего плана лечения, подходящего для конкретного пациента.

    Доктор Блажински предлагает следующую классификацию проблемных игроков:

    Было доказано,  что игрок испытывает уровень возбуждения в ответ на воздействие ситуации игры или других сигналов, связанных с ней  . Более того, предвкушение  азартной игры может создавать такое же, или даже большее возбуждение, чем он испытывает непосредственно в процессе игры.

    Когнитивные искажения. Два наиболее распространенных из них -  "Иллюзия контроля" и "самообман игрока ".

    Игра основывается в первую очередь  на случайности, но случайность не поддается контролю, и много игроков пытаются контролировать или изменить результаты игрового случая, придумывая и следуя различным замысловатым "системам" или суевериям. Явление «самообмана» происходит после того, как человек испытал несколько поражений подряд. Игрок считает, что счастье придет, удача несомненно улыбнется, и что победа совсем близко. В результате ставки становятся крупнее, азартная игра продолжается, несмотря на потери.

    Поведение некоторых проблемных игроков можно охарактеризовать подобным иррациональным мышлением или когнитивными искажениями, которые часто приводят к неверной оценке ситуации и ошибкам мышления .

     «Обычные» проблемные игроки 

    «Обычные» проблемные игроки характеризуются благополучным детством и семейной ситуацией. Увлечение азартными играми и проблемы, связанные с ними, возникают позже, в отличие от игроков, пристрастившихся к игре в подростковом возрасте или после двадцати лет. У них более короткий период чрезмерного увлечения азартными играми, а финансовые проблемы менее серьезные.

    Данная группа азартных игроков отличается отсутствием преморбидных психопатологий, а симптомы депрессии и тревоги связаны с ухудшением  взаимоотношений и финансовыми трудностями, вызванными тратой денег, и увеличением времени, потраченного на игру. Для многих, депрессии и тревожность  снижаются после того, как игра берется под контроль, и решаются финансовые трудности и проблемы взаимоотношений. На пике своего игрового расстройства, некоторые проблемные «нормальные» игроки понимают, что, несмотря на их усилия,  они не в силах самостоятельно справится с зависимостью,  и прибегают к консультации специалиста.

    Для данной группы игроков хорошо работают когнитивная поведенческая терапия, а также терапия краткосрочная, ориентированная на решение проблемы. Когнитивная поведенческая терапия направлена на работу с необычными убеждениями и взглядами, в отношении таких понятий, как контроль, удача, прогнозирование и вероятность . Информирование проблемных игроков в отношении понятия вероятности, на котором строятся все азартные игры, также может быть полезным при терапии неверных представлений об игре.

    Также целесообразно использование краткосрочной, ориентированной на решение проблемы, терапии, поскольку «нормальные» проблемные игроки не имеют преморбидных психопатологий,  вследствие чего их лечение может принимать менее интенсивные формы. Этот подход предлагает пациентам подумать о случаях из их жизни, когда они успешно применяли соответствующие стратегии и навыки решения других проблем. Подобная оценка навыков может помочь мотивировать и стимулировать их успехи в решении проблем, с которыми они сталкиваются из-за увлечения азартными играми.

    «Нормальные» проблемные игроки, как правило, очень успешно проходят лечение, и зачастую быстро вносят изменения в свое поведение с минимальным вмешательством терапевта. Они более успешны в контролировании своего поведения в последующих игровых эпизодах, нежели две следующие группы.

    Психологически и эмоционально уязвимые проблемные игроки

    Эмоционально уязвимые проблемные игроки чаще всего имели тяжелое детство и проблемы в семье. Среди факторов риска можно выделить наличие физического, сексуального и эмоционального насилия, а также отсутствие способности решения проблем.

    Такие игроки страдают от психопатологий среднего уровня, например клинической депрессии и тревоги, и более подвержены риску принятия других вредных привычек. Отрицательные эмоции, и неспособность управлять стрессом (как негативным, так и позитивным), являются важными факторами, влияющими на их проблемное поведение. Азартная игра для этих игроков – способ отвлечься или отделить себя от своих негативных чувств, временно избежать чувства депрессии.

    В данном случае цель терапии состоит в разработке способов регулирования стресса  и навыков решения проблем для эмоционально уязвимых пациентов. Когнитивная поведенческая терапия  хорошо подходит для данной группы пациентов, т.к. помогает им определить ситуации повышенного риска и позволяет разрабатывать соответствующие стратегии для борьбы с соблазнами и порывами играть. Тем не менее, чувство депрессии и тревоги не всегда снижается у эмоционально уязвимых пациентов после того, как они прекращают играть. В некоторых случаях пациентам могут помочь лекарственные препараты и психотерапия симптомов клинической депрессии и тревоги.Решение проблем эмоционально уязвимых игроков может быть более сложной задачей, и потребовать большего времени, нежели терапия «нормальных» проблемных игроков. Пристрастие к азартным играм может обостряться  в периоды стресса и кризиса, в результате чего воздержание для этой группы является наиболее подходящим выбором.

    Импульсивные проблемные игроки

    В эту группу входит небольшое количество игроков. Неспособность этих лиц остановить влечение к азартным играм гораздо выше, нежели у «обычных» или эмоционально уязвимых проблемных игроков.

    На эту группу игроков оказывают влияние следующие факторы: иррациональное мышление, непонимание принципов вероятности, и эмоциональная уязвимость. Тем не менее, в качестве основы формирования зависимости у этой группы игроков  выступают неврологические нарушения или нейрохимические дисфункции, связанные с импульсивностью и синдромом дефицита внимания в детстве. Как правило, такие игроки часто испытывали трудности обучения в школе и проблемы концентрации внимания. Их сложно заинтересовать, им трудно придерживаться долгосрочных целей, и требуется много усилий для поддержания внимания.

    Импульсные проблемные игроки, как правило, во время игры употребляют алкоголь или наркотики, и обращаются к азартным играм в очень раннем возрасте (подростками или в двадцатилетнем возрасте). Они сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями, а их кутеж приводит к большей потере денег и наступлению тяжелых депрессий, повышает риск аутоагрессии, злоупотребления алкоголем или наркотиками, преступного поведения.

    С этой группой сложнее всего работать, и она плохо реагирует на лечение. Когнитивная поведенческая терапия является полезной, поскольку она позволяет этим пациентам определить свои проблемы, и помогает им лучше понимать и развивать навыки, которые помогут изменить импульсивное поведение. Кроме того, эффективным является использование психотропных лекарственных препаратов для борьбы с данным расстройством.

    Сопутствующее лечение

    Гемблинг-зависимость  часто сопровождается другими психическими и физическими нарушениями, которые необходимо учитывать  при лечении. Специалисты,  работающие с азартными игроками, должны быть готовы одновременно лечить сопутствующие расстройства.

    Например, депрессия может развиваться вследствие проблемы увлечения азартными играми, или же, напротив, может привести к игровой зависимости. Очень важно определить причины проблем и взаимосвязи между ними для организации эффективного лечения.

    Еще один фактор, который необходимо учитывать, это возможность сопутствующего физического и сексуального насилия. В сложных случаях, сопровождающихся суицидальным поведением, требуются психиатрические консультации.

    Игровая зависимость часто затрагивает родственников игрока, поэтому может потребоваться семейная психотерапия. Наряду с вышеперечисленными методами лечения игровой зависимости целесообразно также использование методов, позволяющих вывести пациента в альтернативные измененные состояния сознания.

    Согласно уже устоявшемуся определению, зависимое поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего сознания . Происходит формирование новой  личности, которая имеет собственную мотивацию, интересы, направленность, ценностные ориентации отличные от прежних.

    Когнитивная сфера

    Патологическим игрокам свойственны когнитивные искажения. Магическое мышление игрока может проявляться в определённых ритуалах, которые необходимо провести, чтобы выиграть; наличии любимого стола или автомата. Гемблеры считают простейшую игру на игровом автомате игрой, требующей навыков. Верят в удачу, в «систему», разработанную ими самими или позаимствованную у кого-либо.

    Одно из самых серьезных заблуждений игроков — считать вероятностную азартную игру способом зарабатывания денег. Игроку присуще убеждение, что можно не работая, лишь при наличии удачи получить деньги. Игроки либо не делают прогнозов относительно последствий игрового поведения, либо делают их некорректно. Часто проблемным и патологическим гемблерам свойственна установка, что деньги являются и причиной и решением их проблем.

    Патологическому игроку свойственно убеждение о том, что он может каким-то образом контролировать ход и результат игры. Существует три смысла слова «контроль» в азартной игре. Во-первых, есть адаптивное значение контроля: играть ли, и когда играть на деньги и сколько тратить. Во-вторых, «контроль» может использоваться как иллюзия контроля — суеверное поведение, попытки влиять на выигрыш в азартной игре. И есть третье значение, в котором «контроль» используется относительно гемблинга: некоторые игроки сообщают, что азартная игра — это средство контролировать свою жизнь или финансы. Играть на деньги и сколько тратить на азартную игру — это, по сути, единственный элемент азартной игры, который потенциально может быть полностью под контролем игрока. Внутренний локус контроля относительно азартной игры связан с беспроблемным гемблингом. Азартная игра изобилует примерами ситуаций, не поддающихся контролю. Способность управлять выигрышем или ограничена, или её нет совсем, как в вероятностных играх типа лотерей. Индивиды могут реалистично полагать, что они не имеют никакого контроля над ситуациями, не поддающимися контролю, что ведет их к отказу от игры или изменению стратегии. У тех, кто придерживается иллюзии контроля над выигрышем, на рациональность процесса принятия решения влияют когнитивные искажения.

    S. M. Moore и К. Ohtsuka провели исследование оценки связи между диапазоном убеждений о контроле и проблемным гемблингом среди молодых людей от 14 до 25 лет. Также исследовалась роль убеждений о контроле в прогнозировании частоты гемблинга. В исследовании 3,8 % выборки составляли патологические гемблеры; у 10,8 % выборки был обнаружены умеренные проблемы с гемблингом. Выяснилось, что значительная часть испытуемых придерживалась иллюзии контроля над выигрышем, полагая, что они способны повлиять, чтобы выпали «счастливые» номера, а концентрация или позитивное мышление могут повысить их шансы на выигрыш. Эти убеждения более свойственны подросткам и мужчинам. Они с большей вероятностью считали нужду в деньгах причиной азартной игры и были менее «циничны» относительно выигрыша. Около 2/3 испытуемых полагало, что они имеют рациональный контроль над азартной игрой, то есть могут остановиться и начать игру по своему желанию и придерживаться бюджета. Показатель «циничного» отношения к выигрышу был весьма высок, особенно среди женщин и старших подростков. Молодые мужчины были весьма наивными в смысле наличия несбыточных представлений о шансах на выигрыш и их влияния на получение выигрыша. Это отражено в их более высокой частоте азартной игры и намного более высоких показателях проблемного гемблинга, чем у женщин.

    Частота гемблинга и проблемный гемблинг у мужчин и женщин были связаны с тремя факторами: «Иллюзия контроля», «Нужда в деньгах» и «Вера в «системы». Связи этих убеждений с проблемным гемблингом были намного более сильны, чем с частотой гемблинга. Эти комплексы убеждений также находились в сильной взаимосвязи друг с другом. Более рациональная убеждённость в контроле над гемблингом и «циничное» отношение к выигрышу были слабо связаны друг с другом и негативно связаны с проблемным гемблингом только для молодых женщин. «Циничное» отношение к выигрышу имело отрицательное отношение к частоте азартной игры только у мужчин. Те, кто играет больше (и женщины, и мужчины), убеждены, что больше контролируют гемблинг. Иррациональная вера поддерживает увеличение азартной игры и является сильным фактором риска проблемного гемблинга, особенно в том случае, когда рациональный контроль слаб. Здоровый и реалистичный «цинизм» насчет выигрыша является очень хорошим защитным фактором, хотя он работает различно для мужчин и для женщин. Внутренний локус контроля относительно гемблинга был связан с большей частотой гемблинга для обоих полов в этом исследовании.

    Этот результат может отражать низкий уровень приверженности гемблингу большинства испытуемых, так что они действительно не имеют достаточно опыта, чтобы знать, являются ли их механизмы контроля адекватными. Самые серьёзные результаты исследования касаются комплекса иррациональных убеждений, которые связаны с азартной игрой для обоих полов. Иллюзия контроля, нужда в деньгах, вера в «системы» — факторы взаимосвязанного комплекса, в котором каждый фактор является предпосылкой  проблемного гемблинга, и в меньшей степени частоты гемблинга.

    Приписывание контроля над вероятностными событиями — ключ к пониманию гемблинга. Людям очень трудно принять вероятностный, случайный характер многих событий, и они отказываются исключить роль навыка.

     

    Сфера мотивации

    У патологического игрока происходит искажение иерархии мотивов — изначальный мотив развлечения, проведения досуга, реализации азарта заменяется мотивом навязчивой необходимости играть в азартную игру; происходит сдвиг мотива на цель.

    Как отмечено выше, для многих мотивом служит возможность получить деньги в случае выигрыша, решить свои финансовые проблемы. Для многих игроков важно испытать волнение, удовлетворить «жажду острых ощущений». Обычная, рутинная жизнь предоставляет не так много возможностей рискнуть, испытать азарт, а в гемблинге игрок сам создает такую ситуацию уже самим фактом участия в игре; причём эта ситуация субъективно быстро обратима, то есть при наличии самоконтроля можно прекратить играть — для этого достаточно просто не делать очередную ставку. Игрок считает (как правило, ошибочно), что он может выйти из игры в любой момент. Такое возможно не во всех ситуациях высокого риска. Думается, игроков часто привлекает именно участие в ситуации «контролируемого» риска. В этом, возможно, состоит сходство игроков с людьми, также стремящимися к риску (высокорискованные спорт или профессия), и отличие от химически зависимых , в систему мотивации которых вряд ли входит риск.

    Вследствие когнитивных искажений, иллюзии контроля над выигрышем игроков привлекает ощущение всемогущества, которое дает выигрыш. Наблюдение за ситуацией, когда выигрывает другой человек, также дополнительно мотивирует игрока.

    Эмоциональная сфера

    Игроки сообщают, что испытывают сильное чувство вины после проигрыша, после выигрыша ощущают себя всесильными, всемогущими. Многие игроки часто испытывают состояние скуки, рутины повседневной жизни. Вероятно, проблемным и патологическим гемблерам присуща низкая толерантность к скуке, стремление к сильным эмоциям, которые им позволяет испытать игра. В азартной игре эмоции игрока представляют собой повторение циклов «напряжение (в процессе ожидания результатов игры) — разрядка (при получении результатов игры)».

    Патологические игроки в процессе игры периодически испытывают состояние диссоциации. Диссоциация представляет собой состояние, характеризующееся внезапным, временным нарушением нормально интегрированных функций сознания, осознания подлинности своего эго или моторного поведения, в результате которого определённая часть этих функций утрачивается. Диссоциация является защитным механизмом: игрок разрушает сознание, и этим способом борется с эмоциональным конфликтом или внешним стрессом.

    Волевая регуляция, внимание и память

    Проблемным и патологическим игрокам свойственна слабость волевой регуляции: они часто не в состоянии прекратить игру, хотя многие из них ошибочно полагают, что контролируют количество азартной игры и могут придерживаться бюджета.

    В некоторых исследованиях отмечается, что патологические игроки характеризуются наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), то есть невозможностью сосредоточиться на каком-либо одном стимуле, отвлекаемостью на другие, новые стимулы.

    Гемблеры обычно хорошо помнят выигрыши, но забывают о проигрышах. В беседе игроки уточняют, что особенно ярко запоминаются выигрыши с неким «магическим» компонентом, когда как будто кто-то подсказывает, какой автомат выбрать, на какое число сделать ставку.

    Индивидуально-психологические характеристики

    Большинству проблемных и патологических игроков свойственны глубинная неуверенность в себе, низкое самоуважение. При этом компенсаторно они ощущают потребность ощущать себя значимыми, всемогущими. Некоторые исследователи считают, что игроки испытывают враждебное отношение к реальности. Они тратят много времени на фантазирование о том, какие великие и прекрасные дела будут ими совершены после большого выигрыша, и рисуют в воображении картины приятной легкой жизни на огромные деньги, полученные благодаря игре по особой «системе».

    Уход от реальности в мир фантазий, в мир игры, говорит о личностной незрелости патологических игроков. Многие из «Анонимных игроков» признают, что прежде не желали взрослеть; они перекладывают с себя ответственность, и это стремление избежать ответственности в итоге становится навязчивой идеей. Психодинамическая концепция расстройства исходит из того, что за нелогичной постоянной уверенностью больного в выигрыше скрываются инфантильные фантазии всемогущества, ожидание неограниченного удовлетворения своих желаний. Постоянное возвращение к игре означает протест, бессознательно-агрессивное отношение к реальной действительности, не желающей подчиняться этим фантазиям. При этом проигрыш не возвращает к реальности, а наоборот, бессознательно воспринимается как неправомерный отказ в удовлетворении желания и обоснованный повод для протеста, т. е. очередной ставки. При наличии глубинной неуверенности в себе и зависимых черт личности существенную роль в поддержании патологического влечения может играть неосознаваемое снятие с себя ответственности с возложением её на фортуну.

    Обычно имеет место компромисс побуждений, борьба мотивов между удовлетворением потребности в удовольствии и наказанием. Например, позор, которому подвергается патологический игрок, или его денежные затруднения в связи с долгами. Как показывают повторные эпизодические импульсы, знание о прошлой вине и боли может явиться подкреплением такого поведения. Действительно, в некоторых случаях потребность в наказании предшествует импульсу».

    Большинство исследователей считает, что нет преобладания распространенности гемблинга в той или иной расе, а проблемный игрок может принадлежать любому социальному классу. Однако некоторые ученые считают, что в целом более подвержены игровой зависимости лица с доходом ниже среднего уровня. Проблемные и патологические игроки чаще всего вырастают в семьях родителей с игровой  и другими зависимостями. Российские клиницисты отмечают, что среди 83 зависимых игроков, находившихся на лечении, имели наследственную отягощенность алкоголизмом и наркоманией 44,1%." Наибольшая вероятность стать проблемным и патологическим гемблером у тех, кто начал играть в юношеском возрасте, что обосновывает важность профилактики юношеского гемблинга.

    В большинстве своём зависимые игроки одиноки. Возможно, одиночество является не причиной, а следствием гемблинга. Около половины гемблеров имеют историю злоупотребления алкоголем или наркотиками.

    С целью получения денег на игру гемблеры могут подделывать документы, воровать, использовать деньги, предназначенные на расходы их семей. Обычно их преступные действия не носят характера насилия; это подлоги, растраты или мошенничество. В силу этих причин игрокам приходится лгать кредиторам, коллегам и близким. При этом осознанным намерением является желание вернуть деньги и отдать долги. Осложнениями, которые обычно наблюдаются при этом, являются охлаждение к родным и отчуждение знакомых, утрата всего, что достигнуто в жизни, суицидальные попытки, тюремное заключение.

    В зарубежных исследованиях были определены следующие основные факторы риска возникновения патологического гемблинга: родительская история гемблинг-зависимости; мужской пол; более частый, чем еженедельный, прием ПАВ; проблемный гемблинг и гемблинг повышенного риска в юношестве. Проблемы родителей с азартной игрой являются серьезным фактором риска для возникновения гемблинг-аддикции у их детей. Выделяют и такие «семейные» предпосылки  расстройства, как неадекватный родительский стиль воспитания и неадекватное отношение к деньгам в семье (от фетишизации денег до отсутствия планирования бюджета).


    Другие объявление пользователя(4)
    Вывод из запоя на дому
    Вызов нарколога на дом
    Игровая зависимость
    Алкоголь и мифы об алкоголизме

    Отзывы


    Комментировать объявления автора :